Уоррен Баффет: конкурентное преимущество

Уоррен Баффетт часто говорил о важности конкурентного преимущества.

 

Конкурентное преимущество

«Я хочу бизнес с рвом вокруг него. Я хочу очень ценный замок посередине … и затем я хочу, чтобы герцог, который отвечает за этот замок, был честным, трудолюбивым и способным … и затем я хочу большой ров вокруг замка, и этот ров может быть различными вещами.»

В своем письме акционерам Berkshire Hathaway за 2007 год Баффет проиллюстрировал, как идентифицировать эти типы предприятий, предоставив следующий реальный прототип бизнеса мечты:

«Долгосрочное конкурентное преимущество в стабильной отрасли — это то, что мы ищем в бизнесе. Если это происходит с быстрым органическим ростом, отлично. Но даже без органического роста такой бизнес является полезным. Мы просто возьмем пышные доходы бизнеса и используем их для покупки аналогичных предприятий в других местах. Нет правила, что вы должны вкладывать деньги туда, где вы их заработали. На самом деле, это часто является ошибкой: действительно великие компании, получающие огромную прибыль от материальных активов, не могут, в течение какого-либо длительного периода реинвестировать большую часть своих доходов с высокой доходностью.

Давайте посмотрим на прототип бизнеса мечты, нашу собственную «See’s Candies». Индустрия коробочных конфет, в которой она работает, неинтересна: потребление на душу населения в США крайне низкое и не растет. Многие некогда важные бренды исчезли, и только три компании за последние сорок лет заработали больше, чем символическую прибыль. Действительно, я считаю, что See’s, хотя и получает основную часть своих доходов лишь от нескольких штатов, составляет почти половину доходов всей отрасли.

В See’s, годовой объем продаж составил 16 миллионов фунтов конфет, когда Blue Chip Stamps приобрела компанию в 1972 году. (В то время мы с Чарли контролировали Blue Chip, а затем объединили ее с Беркшир.) В прошлом году See’s продала 31 миллион фунтов, что говорит о темпе роста всего в 2% годовых. И все же его долговременное конкурентное преимущество, построенное семьей Си в течение 50-летнего периода и впоследствии усиленное Чаком Хаггинсом и Брэдом Кинстлером, дало экстраординарные результаты для Беркшира.

Мы купили See’s за 25 миллионов долларов, когда его продажи составили 30 миллионов долларов, а прибыль до налогообложения — менее 5 миллионов долларов. Тогда капитал, необходимый для ведения бизнеса, составлял 8 миллионов долларов. (Скромная сезонная задолженность также была необходима в течение нескольких месяцев в году.) Следовательно, компания получала 60% до вычета налогов на вложенный капитал. Два фактора помогли минимизировать средства, необходимые для операций. Во-первых, продукт был продан за наличные, и это исключило дебиторскую задолженность. Во-вторых, цикл производства и распределения был коротким, что сводило к минимуму запасы.

В прошлом году продажи See составили 383 миллиона долларов, а прибыль до налогообложения — 82 миллиона долларов. Капитал, необходимый для ведения бизнеса, сейчас составляет 40 миллионов долларов. Это означает, что с 1972 года нам пришлось реинвестировать только 32 миллиона долларов, чтобы справиться со скромным физическим ростом и несколько нескромным финансовым ростом бизнеса.

В то же время доходы до налогообложения составили 1,35 миллиарда долларов. Все это, за исключением 32 миллионов долларов, было отправлено в Беркшир (или, в первые годы, в Blue Chip). После уплаты корпоративного налога на прибыль мы использовали остаток для покупки других привлекательных бизнесов. Подобно тому, как Адам и Ева положили начало деятельности, которая привела к шести миллиардам людей, See’s родила для нас множество новых потоков наличности. (Библейская команда «плодиться и размножаться» — это то, к чему мы серьезно относимся в Беркшире.)

В Корпоративной Америке не так много See’s. Как правило, компании, которые увеличивают свою прибыль с 5 миллионов долларов до 82 миллионов долларов, требуют, скажем, около 400 миллионов долларов капитальных вложений для финансирования своего роста. Это связано с тем, что растущие предприятия испытывают как потребности в оборотном капитале, которые растут пропорционально росту продаж, так и значительные потребности в инвестициях в основной капитал.

Компания, которая нуждается в значительном увеличении капитала для обеспечения своего роста, вполне может оказаться удовлетворительной инвестицией. В нашем примере нет ничего плохого в том, чтобы заработать 82 миллиона долларов до вычета налогов на 400 миллионов долларов чистых материальных активов. Но это уравнение для владельца сильно отличается от ситуации в See’s. Намного лучше иметь постоянно растущий поток доходов практически без основных требований к капиталу. Спросите у Microsoft или Google».

Не пропустите новые материалы​
Интересны инвестиции?
Тогда смотри видео на тему инвестиций на моем YouTube канале
Share on vk
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on twitter
Share on odnoklassniki